Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26 имени Героя Российской Федерации М.Т. Калашникова» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

PISA

PISA – значительно больше, чем просто рейтинг: это показатель того, насколько хорошо национальные системы образования готовят молодых людей к завтрашнему дню."

Анхель Гурриа, генеральный секретарь ОЭСР

PISA - пожалуй, самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, проводимый Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD).

PISA: мониторинг оценки качества образования в школе

Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment) организуется и проводится ОЭСР с 2000 года. Результаты публикуются раз в три года. Первый мониторинг качества образования в разных странах мира был проведен в 2000 году (PISA 2000), тогда участие в нем приняли 32 государства, в 2003 году их было уже 43 (PISA 2003), в 2006 (PISA 2006) – 57, в 2009 и 2012 годах - уже 65 стран (PISA 2009 и PISA 2012), а в 2015 году - уже 72 (PISA 2015). Это не может не свидетельствовать о росте значения оценки PISA для национальных образовательных систем.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Во многих странах за результатами мониторинга качества образования в школе следят с таким же азартом, с каким смотрят выступление национальной сборной на Олимпиаде. Именно так это воспринимается в большинстве стран мира. Например, провальные результаты PISA 2000 году в Германии были восприняты как национальный позор, итоги этого мониторинга оценки качества образования в школе обсуждались повсюду - от домашних кухонь до заседаний правительства. И, конечно, были приняты экстренные меры, благодаря которым средний балл немецких подростков вырос с 484 в 2000 году до 503 в 2003 и 516 в 2006. Без сомнения, негативные для этой страны результаты PISA в 2009 году повлекут за собой серьезные изменения школьной программы. Или, например, Эстония. Эта страна начала участвовать в PISA с 2006 года, демонстрируя неизменно хорошие результаты своих школьников. Однако в стране разгорелся самый настоящий скандал о целесообразности существования русских школ: если бы в мониторинге качества образования они не принимали участия, то средний балл Эстонии был значительно выше.

Мониторинг оценки качества образования в школе осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров и организации ОЭСР. Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии. Нидерландского Национального Института Педагогических Измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций.

Основные направления мониторинга качества образования в школе, концептуальные подходы к разработке инструментария, способы обработки и представления результатов обсуждаются на научных форумах, в работе которых принимают участие ведущие специалисты мира, и утверждаются представителями стран-участниц проекта (как правило, представителями министерств образования) с учетом их практической значимости для этих стран. Цель мониторинга качества образования в школе

Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В большинстве стран в этом возрасте заканчивается обязательное школьное обучение, а национальные программы обязательногосреднего образования еще не так сильно различаются, как в старших классах. Первая ступень образования особенно важна: ведь это фундамент всего образовательного процесса, который в нашем мире происходит всю жизнь. Если в ребенке заложена или воспитана способность самостоятельно приобретать знания, необходимые для успеха в обществе, то все остальное приложится.

Критики мониторинга качества образования в школе PISA (понятное дело, все они граждане тех стран, в которых по результатам PISA с образовательными достижениями далеко не все в порядке), не считают данное исследование объективным. Их главный аргумент: PISA оценивает не уровень освоения школьной программы, а скорее возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой. Но простите, разве это не то, зачем мы отправляем наших детей в школу? Вряд ли в будущей жизни они будут сталкиватьсяс задачами, сформулированными в школьных учебниках: они должны будут применять полученные знания в решении нестандартных вопросов. Только так можно добиться успеха, а вовсе не щелкая по трафарету одинаковые задачки из учебника.

Конечно, школа должна давать определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества образования в школе Programme for International Student Assessment (PISA).

PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем. Именно это определяет актуальность мониторинга не только для совершенствования школьного обучения, но и для формирования компетентностного подхода в высшем образовании. Сегодня мало просто знать факты и правила. В современном мире нужно еще уметь их использовать, например, для того, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о генетически измененных продуктах или оценить газетную статью о глобальном потеплении.

Ученые Массачусетского технологического института разработали график зависимости стоимости специалиста на рынке труда от различных его навыков и способностей. Все навыки сгруппированы по двум признакам: способности к рутинным когнитивным операциям (простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным алгоритмам) и нерутинные когнитивные операции (умение решать проблемы, не обладая готовыми шаблонами). До 60-х годов в цене была первая группа навыков и советская школа полностью этому соответствовала. Однако изменившиеся экономические условия перестроили потребности работодателей: с 60-х годов стремительнорастет стоимость нерутинных когнитивных операций, но российская школа никак не хочет перестраиваться. А ведь результаты мониторинга оценки качества образования для России не утешительны.

Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов